воскресенье, 11 августа 2013 г.



Армон а-Нацив
Армон а-Нацив («Дворец наместника») сегодня известен широкой публике двумя вещами. Обзорной площадкой, откуда открывается великолепный вид на Иерусалим, и базой «голубых касок», которые расквартированы в этом самом дворце. Они сидят здесь шестой десяток лет не просто так – согласно всеми забытой, но не отмененной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН они надеются взять под международный контроль Иерусалим и Вифлеем.




Арабское название этого холма Джабель Мукабер. Католики его называют «Горой Злого Совета». Согласно их преданиям, именно здесь в летней резиденции первосвященника Каиафы заседал Синедрион в тот день, когда было решено арестовать и предать смертной казни опасного еретика Иисуса из Назарета. Но с этой версией надо быть осторожным. Ибо православные называют этим именем соседний холм Абу-Тор. На котором, кстати,  здесь археологи обнаружили остатки римского лагеря (предполагают Помпея Великого) и могилу самого Каиафы. 
Израиль считает гору Армон а-Нацив своей, но временно занятой ООН. Ведь она была куплена в свое время Земельным фондом (ККЛ). Британская администрация, начав здесь строительство дворца для генерал-губернатора Палестины, даже не подумала ее выкупить или оформить аренду. Перед уходом англичане широким жестом «подарили» дворец и прилегающую территорию Красному Кресту. Между 1949 и 1967 годами эта территория была демилитаризованной зоной. В Шестидневную войну Армон а-Нацив был захвачен иорданскими войсками, но их быстро выбили и отвели под штаб-квартиру наблюдателей ООН.
Но вернемся к известной всем библейской истории. Ибо этот место самым непосредственным образом связано с другим ее знаменитым участником Страстной недели - прокуратором Понтием Пилатом. Неподалеку от обзорной площадки (именуемой также променад Хаас) железная решетка огораживает древнюю штольню. Мера предосторожности совсем не лишняя – ее глубина более 40 метров. Эта штольня - часть римского водопровода, построенного в первом веке до нашей эры. Он начинался в «Соломоновых бассейнов» возле Вифлеема. Позже был продолжен до Хеврона, что в 40 километрах отсюда. Гора поставила перед древними инженерами непростую задачу: обойти или пробиваться напрямую? На радость археологам и туристам, римляне выбрали подземный вариант. Первые получили уникальный объект для исследований, вторые – великолепную возможность пройти по туннелю, «сработанному рабами Рима». Но скорее всего рабов на «стройку века» не допускали – слишком ответственная работа. Прорубали его легионеры, превратившись на некоторое время в древний «стройбат». 


Построили подземный туннель на удивление быстро. Несколько сменяющих друг друга бригад работали на участке в несколько сот метров длиной. Грунт поднимался на поверхность через наклонные штольни в десятки метров глубиной. Расстояние между ними составляло около 50 метров, а отдельные участки затем соединялись. Расчеты были абсолютно точными. Учитывали и напор воды. Ведь ее должно было хватить аж на два водовода. Верхний шел во дворец Ирода, в район нынешних Яффских ворот. Нижний спускался по Сионской горе и приводил воду в Храм. О качестве проекта и работ говорит тот факт, что туркам достаточно было проложить по акведуку керамические трубы, чтобы пользоваться им вплоть до 20-го века. Эксплуатировали его и англичане. Пока не провели два современных водопровода из  Приморской равнины и Вади-Кельт. 
Но при чем тут Понтий Пилат? Он был, мягко говоря, не очень популярен среди иудеев. Начал правление с того, что решил пройти по Иерусалиму под штандартами с изображением императора. Евреи вынудили Понтия их убрать, ибо это нарушало древний запрет на изображение идолов. Затем наместник затеял реконструкцию акведука. Новый водовод был сложен из огромных каменных блоков с просверленным ответстием. Каждый камень точно подгонялся к предыдущему. Работа очень дорогая и прокуратор вполне резонно решил, что расходы, «по справедливости», должно разделить благодарное население. Поэтому он конфисковал часть «корбана» - сокровищницы Храма.
Но иудеи возмутились: вода – это хорошо, но зачем трогать святое?! Тем более, что часть средств явно прилипла к «свежепомытым» рукам Пилата. Так что, вопреки ожиданиям, строительство не прибавило Пилату любви местного населения и стоило ему места, на котором он сидел уже 10 лет (с 26-го года). В Пейсах вспыхнули беспорядки по этому поводу. Пилат подослал переодетых солдат в толпу и устроил резню, в которой погибло много галилеян. А те были подданными Ирода Антипы и это оскорбило его царскую гордость. Поэтому Пилат в знак примирения и послал Иисуса на суд Антипы. Ведь тот был из Галилеи. Лука пишет: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою; ибо прежде были во вражде друг с другом».
Вот так акведук, беспорядки и убитые иудеи стали дополнительной причиной распятия Иисуса. А также позорного отзыва Пилата и его преждевременной смерти. Ибо в результате «наверх» посыпались жалобы. Император Тиберий не случайно с горьким цинизмом говорил, что старый и обогатившийся наместник лучше для страны, чем новый и жадный. Но Пилату не повезло – старый циник уже умер (якобы не без помощи наследника).
Другие историки считают, что поводом для позорной отставки стало появление некого пророка-самозванца, который обещал найти на горе Гризим священные сосуды Моисея. Пилат по своему обыкновению устроил резню у деревни Тирабата. Самаритяне пожаловались Вителлию, легату Сирии, который отослал Пилата в Рим. Там новый император Калигула приказал ему без лишнего шума совершить самоубийство.
По другой версии Пилата преследовали, как и Иуду, демоны раскаяния и отчаяния. После смерти его тело бросили в Тибр, но злые духи унесли его в Рону на юге Франции, а затем в Лозанну в Швейцарии, где его зарыли в глубокой впадине. Другие считали, что труп отнесло к темному озеру в горах и гора возле получила название Пилатус (Люцерн). Там по сей день появляется белый призрак, который повторяет «умывание рук».

Комментариев нет:

Отправить комментарий