воскресенье, 11 августа 2013 г.


Нахалаль – всегда самый первый

Тель Шафрон.

     Созданный в сентябре 1921 года в северной части Изреельской долины выходцами из квуцы Киннерет (будущего кибуца Дгания), это «рабочий мошав» был построен по проекту Рихарда Кауфмана в форме концентрических кругов. В центре — общественные здания, окруженные улицей; затем жилые дома, следующий круг — хозяйственные строения и уже за ними сады, поля, фермы. Сельское хозяйство 1920-х годов основывалось на зерновых культурах, скотоводстве и птицеводстве. В тридцатых к этим отраслям, ставшим более интенсивными, добавилось фруктовое садоводство. В 1926 году в Нахалале была открыта сельскохозяйственная школа ВИЦО для девушек, ставшая в сороковых годах школой для т.н. «молодежной алии» (ныне — средняя школа с сельскохозяйственным уклоном).


     Что такое «рабочий мошав» (на иврите «мошав овдим»)? Молодежь, прибывшая в Эрец-Исраэль со второй алией (1904–14 годы), была воодушевлена идеями национального возрождения еврейского народа на исторической родине и социальной справедливости. Глубокое влияние на них оказала идея коммуны, выдвинутая Львом Толстым и осуществленная поселенцами-толстовцами близ Ростова-на-Дону. Связывая толстовскую концепцию с мечтами о создании еврейского государства, «халуцим» («пионеры, первооткрыватели») грезили о создании поселений без наемного труда, на основе коллективного владения землей. Но многие уже на себе испытали «прелести» первых коммун в Советской России и искали что-то новое, справедливое. Эти стремления были впервые сформулированы в 1919 году Элиэзером Йоффе в брошюре «Об основании поселений трудящихся». К тому времени он уже был основателем первой коммуны на озере Кинерет, успел повоевать в составе Еврейского легиона, оказался в числе основателей партии «Ха-Поэль ха-Цаир» («Молодой рабочий»). В общем, знал о проблемах совместного труда и быта на собственном опыте. И что самое ценное, Йоффе был еще и очень деятельным человеком. Уже через два года он воплотил свои идеи на практике, основав первый «мошав овдим» - Нахалаль. Его основные принципы детища действуют поныне. Главные из них: земля принадлежит всему народу, а члены мошава ее бессрочные арендаторы; никакой эксплуатации и поэтому основа работы – семейный подряд без привлечения наемных рабочих; взаимопомощь в работе и сбыте продукции. Кстати, именно Э. Йоффе в 1928 году основал известный всем кооператив «Тнува» и был его бессменным директором до 1937 года. Название мошаву дал древний город на территории колена Звулуна.
     Среди его основателей была и семья Даян. Самый известный представитель которой, Моше, родился 20 мая 1915 года в кибуце Дгания. Когда мальчику было шесть лет, семья перебралась в этот первый экспериментальный мошав, где каждая семья имела собственный дом и небольшое подсобное хозяйство, а основная часть хозяйства была кооперативной. Здесь Моше Даян закончил сельскохозяйственную школу, но поработать в поле ему тогда не пришлось. Грянуло арабское восстание 1936 года и он взял в руки оружие, чтобы вместе со старшими товарищами защищать мошав.
     Моше Даян стал служить в так называемой милиции, состоявшей из бойцов "Хаганы" и действовавшей с разрешения британских властей. Вскоре его вместе с другими молодыми поселенцами направили на офицерские курсы, где он проявил такие способности, что командующий милицией Ицхак Саде и британский капитан Чарльз Орд Вингейт стали поручать ему самые сложные и деликатные задания. Он стал одним из главных помощников Вингейта в создании знаменитых «ночных летучих отрядов», которые наводили ужас на арабов своими превентивными ударами по террористам. Но в 1939-м началась новая мировая война и британцам на Ближнем Востоке срочно понадобились союзники-арабы. Отношение к еврейским боевым отрядам изменилось и уже их бойцы были объявлены террористами. Моше был арестован по обвинению в незаконном использовании оружия и приговорен к 10 годам заключения. Срок ему предстояло отбывать в печально известной тюрьме Акко.
     Однако когда немецкий генерал Роммель подошел к Египту, а Сирия и Ливан оказались в руках правительства Виши, британские власти опять вспомнили о еврейских бойцах. Тогда и зародился ПАЛЬМАХ (аббревиатура от "плугот махац" - ударные отряды), одним из основателей которого стал  Моше Даян. Летом 1941 года во время разведывательной операции в Ливане он потерял левый глаз. Так появилась черная повязка и сформировался образ, ставший позже символом того, что советская пропаганда называла "сионистским агрессором". Даян долго и мучительно оправлялся после ранения и был вынужден перейти на штабную работу. В конце 1942 года, когда угроза вторжения нацистов в Эрец-Исраэль отпала, британцы распустили ПАЛЬМАХ и Моше Даян наконец-то занялся земледелием в родном Нахалале.
     В 1945 году Даяна призвала уже "Хагана" и он с семьей переехал в Тель-Авив. К этому времени у него и его жены Рут было трое детей - старшая дочь Яэль, сыновья Эхуд и  Асаф (ныне известный актер и режиссер Аси Даян). Его военная карьера была стремительна. В Войну за Независимость он командовал обороной северных поселений. В том числе и родного кибуца Дгания. Затем лихим налетом захватил Рамле и Лод и завершил войну командиром бригады «Эциони». Именно Моше Даян проводил «зеленую линию» в Иерусалиме  и участвовал в подписании соглашений о прекращении боевых действий на острове Родос. Затем были должности командующих округами и уже в 1953 году Моше Даян стал начальником Генерального штаба ЦАХАЛа. В этом качестве он планировал Синайскую кампанию 1956 года («Операция Кадеш»). Кстати, среди выходцев из Нахалаля и известный военачальник Асаф Симхони, который был успешным соперником Даяна по военной карьере. Он возглавлял Южный округ во время этой операции и погиб уже после ее завершения в авиакатастрофе.
     Когда правительство согласилось на вывод израильских войск с полуострова, Моше Даян в знак протеста вышел в отставку и занялся политикой, стал членом Кнессета, министром сельского хозяйства. А когда «команда» Бен-Гуриона провалилась на выборах 1964 года, он занялся написанием мемуаров и репортажей из Вьетнама. Ну а затем пост министра обороны и блистательная Шестидневная война, когда в мировой прессе Израиль изображали в виде маленького одноглазого Даяна-Давида, повергшего арабского великана Голиафа.
     А затем позорный провал разведки и всего оборонного ведомства в подготовке к Войне Судного дня. И даже жители Нахалаля считали Моше Даяна ответственным за ошибки и гибель семерых мошавников. Что не помешало им позже с почестями похоронить его, в соответствии с завещанием, на кладбище родного мошава.

Кладбище



     Местное кладбище заслуживает отдельного рассказа. Это чуть ли не единственное место в стране, где всех, в том числе и коэнов, хоронят на общем участке и в гробах. И здесь покоятся многие известные в стране люди, и не только выходцы из этого мошава. Есть что-то притягательно-завораживающее и в открывающимся с холма Шафрон пейзаже, и самой атмосфере тихого сельского погоста. Наверно не случайно вдова первого израильского астронавта Илана Рамона выбрала его местом вечного успокоения мужа и сына Асафа. Их могилы находятся буквально через дорожку от скромного надгробия с краткой надписью «Моше Даян».

     Неподалеку покоится его сестра Авива, мать известного израильского (род. 22 февраля 1947) поэта, писателя, журналиста и переводчик Йонатана Гефена. Здесь он жил до призыва в воздушно-десантную бригаду в 1965 году, сюда возвращался на побывку, когда был лейтенантом «Голани». В родном мошаве написаны первые стихи, которые он публикует с 19 лет. В 1999 и 2002 годах он опубликовал две прозаические книги в жанре исповедь: «Дорогая жена» и «Хороший материал». Ныне Й. Гефен заметный представитель израильской культуры. Он сотрудничает с постановщиком Эльдадом Зивом и певцом Дэйвидом Броза, для которого написал альбом « Женщина, которая со мной». Двое детей - Авив Гефен и Шира Гефен - тоже активны в израильском шоу-бизнесе.

     Нахалаль - источник вдохновения выдающегося израильского прозаика Меира Шалева. Он родился здесь в 1948 году в семье интеллектуалов российского происхождения. Его отец, Ицхак Шалев, был известным поэтом и ученым-лингвистом, членом Иерусалимской Академии иврит, мать преподавала литературу в местной школе. В доме супругов Шалев часто собирались друзья, читали стихи, устраивали спонтанные литературные диспуты. Выпускник факультета психологии Еврейского университета, Шалев работал на радио и телевидении, публиковался в газетах. Весной 1988 года вышел в свет его "Русский роман", разошедшийся беспрецедентными для Израиля тиражами. Тема России - одна из ведущих в творчестве Шалева, ведь его детство прошло в мошаве, основанном представителями "второй и третьей алии", костяк которой составляли выходцы из России. Среди основателей Нахалаля были дед и бабка Меира, так что "Русский роман" можно с полным основанием назвать книгой о жизни российских евреев в Палестине в начале двадцатого века.

     В самом мошаве сегодня масса «аттракций» для посетителей. Тут и удивительный сад «Человек и Земля», где можно услышать рассказ о лекарственных свойствах растений и приобрести экологически-чистые чудо-препараты в магазине при нем.  И многочисленные художественные галереи. И салоны-магазины оригинальной старинной мебели. И возможность самому изготовить удивительные ювелирные украшения.

     Для любителей истории два музея. Один представляет из себя тайный склад оружия, который в 1943 году соорудила семья Авидовых: на пятиметровой глубине находился «схорон» площадью 25 квадратных метров, где хранились добытые подпольщиками «Хаганы» винтовки, гранаты и боеприпасы. С началом Войны за Независимость оружие было извлечено из тайника и использовано по своему прямому назначению. Яни Авидов был активистом известной организации «Мосад ле-алия бет» и участвовал в тайной переброске в Палестину евреев из разных стран. Впоследствии эти приключения были описаны им в книге "Тайные пути". Он же провел в 1955 году фантастическую по дерзости операцию по доставке в Израиль … саженцев финиковых пальм. Так что Нахалаль можно считать и родиной всех финиковых плантаций страны.

     Второй музей находится неподалеку от мошава прямо на дороге № 75. Это белое здание узнаваемой конструкции – типичная полицейская крепость из тех, что десятками строили британцы в период арабского восстания 1936-39 годов. Сегодня она используется и по прямому назначению, и как музей. Правда, если вы хотите познакомиться с «Миштерет Нахалаль» как туристы, то вам надо заранее договориться по телефону  04-6415073.

     А вокруг мошава и холма Шафрон множество живописных пешеходных и велосипедных маршрутов. И как раз сейчас, после первых осенних дождей, самое время их опробовать. Все они размечены и ждут вас.






Парк "Человек и земля".



Здесь возле каждого кустика - табличка с полным названием  на иврите и латыни.




Уютный уголок для утомившихся.




Музей "Полицейская станция Нахалаль".


Комментариев нет:

Отправить комментарий