Нахалаль – всегда самый первый
Тель Шафрон.
Созданный в сентябре 1921 года в северной части Изреельской долины выходцами из
квуцы Киннерет (будущего
кибуца Дгания), это «рабочий мошав» был построен по проекту Рихарда
Кауфмана в форме концентрических кругов. В центре — общественные
здания, окруженные улицей; затем жилые дома, следующий круг — хозяйственные
строения и уже за ними сады, поля, фермы. Сельское
хозяйство 1920-х годов основывалось на зерновых культурах, скотоводстве и
птицеводстве. В тридцатых к этим отраслям, ставшим более интенсивными,
добавилось фруктовое садоводство. В 1926 году в Нахалале
была открыта сельскохозяйственная школа ВИЦО для девушек,
ставшая в сороковых годах школой для т.н. «молодежной алии» (ныне — средняя
школа с сельскохозяйственным уклоном).
Что такое «рабочий
мошав» (на иврите «мошав овдим»)? Молодежь, прибывшая
в Эрец-Исраэль со второй алией (1904–14 годы), была воодушевлена идеями
национального возрождения еврейского народа на исторической родине и социальной
справедливости. Глубокое влияние на них оказала
идея коммуны, выдвинутая Львом Толстым и осуществленная поселенцами-толстовцами близ
Ростова-на-Дону. Связывая толстовскую концепцию с мечтами о создании еврейского
государства, «халуцим» («пионеры, первооткрыватели») грезили о создании
поселений без наемного труда, на основе коллективного владения землей. Но
многие уже на себе испытали «прелести» первых коммун в Советской России и
искали что-то новое, справедливое. Эти стремления были впервые
сформулированы в 1919 году Элиэзером Йоффе в брошюре «Об основании
поселений трудящихся». К тому времени он уже был основателем первой коммуны на
озере Кинерет, успел повоевать в составе Еврейского легиона, оказался в числе
основателей партии «Ха-Поэль ха-Цаир» («Молодой рабочий»). В общем, знал о
проблемах совместного труда и быта на собственном опыте. И что самое ценное,
Йоффе был еще и очень деятельным человеком. Уже через два года он воплотил свои
идеи на практике, основав первый «мошав овдим» - Нахалаль. Его основные
принципы детища действуют поныне. Главные из них: земля принадлежит всему
народу, а члены мошава ее бессрочные арендаторы; никакой эксплуатации и поэтому
основа работы – семейный подряд без привлечения наемных рабочих; взаимопомощь в
работе и сбыте продукции. Кстати, именно Э. Йоффе в 1928 году основал известный
всем кооператив «Тнува» и был его бессменным директором до 1937 года. Название мошаву
дал древний город на территории колена Звулуна.
Среди его основателей была и семья Даян. Самый
известный представитель которой, Моше, родился 20 мая 1915 года в кибуце
Дгания. Когда мальчику было шесть лет, семья перебралась в этот первый
экспериментальный мошав, где каждая семья имела собственный дом и небольшое
подсобное хозяйство, а основная часть хозяйства была кооперативной. Здесь Моше
Даян закончил сельскохозяйственную школу, но поработать в поле ему тогда не
пришлось. Грянуло арабское восстание 1936 года и он взял в руки оружие, чтобы
вместе со старшими товарищами защищать мошав.
Моше Даян стал служить в так называемой милиции,
состоявшей из бойцов "Хаганы" и действовавшей с разрешения британских
властей. Вскоре его вместе с другими молодыми поселенцами направили на
офицерские курсы, где он проявил такие способности, что командующий милицией
Ицхак Саде и британский капитан Чарльз Орд Вингейт стали поручать ему самые
сложные и деликатные задания. Он стал одним из главных помощников Вингейта в
создании знаменитых «ночных летучих отрядов», которые наводили ужас на арабов
своими превентивными ударами по террористам. Но в 1939-м началась новая мировая
война и британцам на Ближнем Востоке срочно понадобились союзники-арабы.
Отношение к еврейским боевым отрядам изменилось и уже их бойцы были объявлены
террористами. Моше был арестован по обвинению в незаконном использовании оружия
и приговорен к 10 годам заключения. Срок ему предстояло отбывать в печально
известной тюрьме Акко.
Однако когда
немецкий генерал Роммель подошел к Египту, а Сирия и Ливан оказались в руках правительства
Виши, британские власти опять вспомнили о еврейских бойцах. Тогда и зародился
ПАЛЬМАХ (аббревиатура от "плугот махац" - ударные отряды), одним из
основателей которого стал Моше Даян.
Летом 1941 года во время разведывательной операции в Ливане он потерял левый
глаз. Так появилась черная повязка и сформировался образ, ставший позже
символом того, что советская пропаганда называла "сионистским
агрессором". Даян долго и мучительно оправлялся после ранения и был
вынужден перейти на штабную работу. В конце 1942 года, когда угроза вторжения
нацистов в Эрец-Исраэль отпала, британцы распустили ПАЛЬМАХ и Моше Даян
наконец-то занялся земледелием в родном Нахалале.
В 1945 году
Даяна призвала уже "Хагана" и он с семьей переехал в Тель-Авив. К
этому времени у него и его жены Рут было трое детей - старшая дочь Яэль,
сыновья Эхуд и Асаф (ныне известный
актер и режиссер Аси Даян). Его военная карьера была стремительна. В Войну за
Независимость он командовал обороной северных поселений. В том числе и родного
кибуца Дгания. Затем лихим налетом захватил Рамле и Лод и завершил войну
командиром бригады «Эциони». Именно Моше Даян проводил «зеленую линию» в
Иерусалиме и участвовал в подписании
соглашений о прекращении боевых действий на острове Родос. Затем были должности
командующих округами и уже в 1953 году Моше Даян стал начальником Генерального
штаба ЦАХАЛа. В этом качестве он планировал Синайскую кампанию 1956 года
(«Операция Кадеш»). Кстати, среди выходцев из Нахалаля и известный военачальник
Асаф Симхони, который был успешным соперником Даяна по военной карьере. Он
возглавлял Южный округ во время этой операции и погиб уже после ее завершения в
авиакатастрофе.
Когда
правительство согласилось на вывод израильских войск с полуострова, Моше Даян в
знак протеста вышел в отставку и занялся политикой, стал членом Кнессета,
министром сельского хозяйства. А когда «команда» Бен-Гуриона провалилась на
выборах 1964 года, он занялся написанием мемуаров и репортажей из Вьетнама. Ну
а затем пост министра обороны и блистательная Шестидневная война, когда в
мировой прессе Израиль изображали в виде маленького одноглазого Даяна-Давида,
повергшего арабского великана Голиафа.
А затем
позорный провал разведки и всего оборонного ведомства в подготовке к Войне
Судного дня. И даже жители Нахалаля считали Моше Даяна ответственным за ошибки
и гибель семерых мошавников. Что не помешало им позже с почестями похоронить
его, в соответствии с завещанием, на кладбище родного мошава.
Кладбище
Местное
кладбище заслуживает отдельного рассказа. Это чуть ли не единственное место в
стране, где всех, в том числе и коэнов, хоронят на общем участке и в гробах. И
здесь покоятся многие известные в стране люди, и не только выходцы из этого
мошава. Есть что-то притягательно-завораживающее и в открывающимся с холма
Шафрон пейзаже, и самой атмосфере тихого сельского погоста. Наверно не случайно
вдова первого израильского астронавта Илана Рамона выбрала его местом вечного
успокоения мужа и сына Асафа. Их могилы находятся буквально через дорожку от
скромного надгробия с краткой надписью «Моше Даян».
Неподалеку покоится его сестра Авива,
мать известного израильского (род. 22 февраля 1947) поэта,
писателя, журналиста и переводчик Йонатана Гефена. Здесь он жил до призыва в
воздушно-десантную бригаду в 1965 году, сюда возвращался на побывку, когда был
лейтенантом «Голани». В родном мошаве написаны первые стихи, которые он
публикует с 19 лет. В 1999 и 2002 годах он опубликовал две прозаические книги в
жанре исповедь: «Дорогая жена» и «Хороший материал». Ныне Й. Гефен заметный
представитель израильской культуры. Он сотрудничает с постановщиком Эльдадом
Зивом и певцом Дэйвидом Броза, для которого написал альбом « Женщина,
которая со мной». Двое детей - Авив Гефен и Шира Гефен - тоже активны в
израильском шоу-бизнесе.
Нахалаль
- источник вдохновения выдающегося израильского прозаика Меира Шалева. Он родился
здесь в 1948 году в семье интеллектуалов российского происхождения. Его отец,
Ицхак Шалев, был известным поэтом и ученым-лингвистом, членом Иерусалимской
Академии иврит, мать преподавала литературу в местной школе. В доме супругов
Шалев часто собирались друзья, читали стихи, устраивали спонтанные литературные
диспуты. Выпускник факультета психологии Еврейского университета, Шалев работал
на радио и телевидении, публиковался в газетах. Весной 1988 года вышел в свет
его "Русский роман", разошедшийся беспрецедентными для Израиля
тиражами. Тема России - одна из ведущих в творчестве Шалева, ведь его детство
прошло в мошаве, основанном представителями "второй и третьей алии",
костяк которой составляли выходцы из России. Среди основателей Нахалаля были
дед и бабка Меира, так что "Русский роман" можно с полным основанием
назвать книгой о жизни российских евреев в Палестине в начале двадцатого века.
В самом мошаве сегодня масса «аттракций» для
посетителей. Тут и удивительный сад «Человек и Земля», где можно услышать
рассказ о лекарственных свойствах растений и приобрести экологически-чистые
чудо-препараты в магазине при нем. И
многочисленные художественные галереи. И салоны-магазины оригинальной старинной
мебели. И возможность самому изготовить удивительные ювелирные украшения.
Для любителей истории два музея. Один представляет из себя тайный склад
оружия, который в 1943 году соорудила семья Авидовых: на пятиметровой глубине находился «схорон»
площадью 25 квадратных метров, где хранились добытые подпольщиками «Хаганы»
винтовки, гранаты и боеприпасы. С началом Войны за Независимость оружие было
извлечено из тайника и использовано по своему прямому назначению. Яни Авидов
был активистом известной организации «Мосад ле-алия бет» и участвовал в тайной
переброске в Палестину евреев из разных стран. Впоследствии эти приключения были
описаны им в книге "Тайные пути". Он же провел в 1955 году фантастическую по
дерзости операцию по доставке в Израиль … саженцев финиковых пальм. Так что
Нахалаль можно считать и родиной всех финиковых плантаций страны.
Второй
музей находится неподалеку от мошава прямо на дороге № 75. Это белое
здание узнаваемой конструкции – типичная полицейская крепость из тех, что
десятками строили британцы в период арабского восстания 1936-39 годов. Сегодня
она используется и по прямому назначению, и как музей. Правда, если вы хотите
познакомиться с «Миштерет Нахалаль» как туристы, то вам надо заранее
договориться по телефону 04-6415073.
А вокруг мошава и холма Шафрон множество живописных
пешеходных и велосипедных маршрутов. И как раз сейчас, после первых осенних
дождей, самое время их опробовать. Все они размечены и ждут вас.
Здесь возле каждого кустика - табличка с полным названием на иврите и латыни.
Уютный уголок для утомившихся.
Музей "Полицейская станция Нахалаль".
Комментариев нет:
Отправить комментарий