воскресенье, 2 сентября 2018 г.



Китайский ковер – узбекский ковер

В 1978 году в провинции Синьцзян обнаружил фрагмент шерстяной ткани, которой три тысячи лет. Вероятно, она была предшественником ковра. Последующие находки показывают, что ковры с цветными узорами производились в Китае двадцать пять веков назад. При Западной Хань (206 г. до н. э. — 24 н. э.) техника изготовления ковров распространилась по Шелковому пути. Напомню, что именно третий император этой династии У-ди (140—87 гг. до н.э.) вошёл в историю как энергичный и доблестный правитель. Он на время отодвинул угрозу кочевых набегов и отправил к западным народам известную нам миссию Чжан Цяня, с которой и начался Великий торговый путь.
Первые китайские шелковые ковры были односторонними безворсовыми. Гораздо позже в Европе их назвали «гобелен» или «шпалера». Суть изобретения в том, что ткач перекрестно переплетал нить и шелковую основу. При такой технике получались одновременно и ткань, и изображение.  Ручное ткачество требовало опыта, скрупулёзности и огромного терпения. Один мастер мог сделать в год всего 1—1,5 квадратных метра (в зависимости от плотности) ковра. Поэтому они были доступны только очень состоятельным заказчикам, как, впрочем, и сегодня.
Принцип ручного ткачества был хорошо знаком древним египтянам. В гробнице Тутмоса 4-го (15-й век до н. э.) был найден льняной коврик с рисунком из жуков-скарабеев и лотосов. А в гробнице знаменитого Тутанхамона нашли вытканный наряд, в том числе перчатки с великолепными красочными орнаментами. К сожалению, лишь по отзывам древних хронистов нам известно о высоком искусстве ассирийских и вавилонских ткачей. Предполагается, что древнеегипетские мастера именно из Месопотамии переняли секреты ремесла.
Шпалерное ткачество было известно и в античном мире. Бессмертная «Одиссея», а это 8-й век до н.э., описывает как тоскующая Пенелопа ткёт на станке саван для своего свёкра. Из рисунка на одной древней амфоре видно, что это была узорчатую ткань. Римский поэт Овидий упоминает ткацкие станки, на которых работают во время своего соревнования Афина Паллада и Арахна, и даже подробно описывает сюжеты, которые были вытканы ими.
Китайское искусство процветало с изобретением ткацкого станка. Многоцветные тканые картины создавались на маленьких ручных станках. Шелковая пряжа вручную прокладывалась миниатюрными бамбуковыми челноками и плотно пригонялась деревянной щеткой. Нити разных цветов не связывались и на границах цветовых участков получались небольшие просветы. Поэтому шелковые изделия назывались кэсы - «резаный шёлк». Изготовление одной картины требовало многих месяцев работы. Китай в это время намного опережал в развитии все остальные страны тогдашнего мира. Шёлковые нити были очень тонкими и эластичными и на один сантиметр тканого ковра приходилось до 116 нитей. Для китайского искусства характерны сложные пейзажные или растительные композиции в утончённой цветовой гамме. В этой технике создавались не только панно, но и одежда.
Император У-Ди в парадных шелковых нарядах.
Китайский шёлк стал известен в Корее, а к 3-му веку и в Японии. Созданные в них ткани отличались от кэсы рельефной поверхностью, так как использовалась хлопковая нить, обвитая либо шёлком, либо тончайшей проволокой из драгоценных металлов. Из этих тканей изготавливались праздничная одежда и обёртки для подарков.
Шёлковый чехол для свитка эпохи династии Сун.
С искусством выработки безворсовых ковров европейцы познакомились через арабскую Испанию. Производство ковров началось с крестоносцев, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены в Европу. Если в древнем Египте и Китае ковры-шпалеры чаще всего служили украшением, то в средневековых замках и соборах шпалера стала изделием декоративно-монументальным. Но они не только украшали стены, но и сохраняли тепло, защищая от сквозняков. Из них также делались пологи для кроватей. Ковры брали даже в военные походы, где использовали при возведении шатров. Средневековая европейская шпалера — изделие крупноформатное, длина которого намного превосходит его высоту. Кстати, после реставрации знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря»» выяснилось, что тёмные прямоугольники на стенах - это итальянские шпалеры.
Но китайцы уже с 4 века до н.э. изготавливали ковры с определенным рельефом, когда рисунок отличается по высоте ворса от фона. Предпочитались национальные узоры и традиционные изображения гор, облаков, цветков лотоса, драконов и птиц. Картины на сотканных полотнах считались великолепнейшим украшением для императорских дворцов.
Узбекские ковры
Широкое применение ковров народами Узбекистана и всей Средней Азии связано с характером местного быта. Его характерной чертой было отсутствие мебели. Поэтому покрытие пола жилища циновками, войлочными и ковровыми изделиями было совершенно необходимым. Поэтому преобладают шерстяные ковры.
«На Востоке дом начинается там, где расстелен ковер». Но сегодня ковер ручной работы в одном ряду с венецианским стеклом, брюссельскими кружевами, кубинскими сигарами. Это эталон, это совершенство. Ковер - это символ достатка и благополучия в семье. Молодым на свадьбу обязательно преподносится ковер. Ковер универсален по функциям - украшает стены, сохраняет тепло, создает неповторимый колорит. Своей красотой он радует и мастера, его соткавшего, и нового владельца, наслаждающегося новой покупкой. Еще знаменитый путешественник Марко Поло писал, что здесь выделываются самые тонкие и красивые ковры на свете.
Сегодня высокая цена ковров обусловлена исключительно кропотливой ручной работой, использованием редких натуральных красок. Они дороги, но прочны — служат веками. Например, известная басма, которую делали из высушенных листьев индигоферы. В первое время использовали листья дикорастущего растения. Затем кустарник окультурили, появились огромные плантации, где работали сотни людей. Басма считалась ценным товаром и была практически на вес золота. Этот краситель был популярен у египтян, ассирийцев, персов, шумеров и абиссинцев. Басмой пользовались и мужчины, и женщины. Красили волосы детям и шерсть домашним животным. Все это служило показателем достатка. Прослеживалась закономерность — чем богаче было сословие, тем чаще оно использовало краситель для волос. Басма и хна использовались для того, чтобы украсить себя. Менялся цвет волос, ресниц и бровей.
В производстве ковров особое значение придавалось не только краскам. Тщательно подбиралась шерсть для основания ковра. Для этого брали только шерсть чистой белой породы особых овец. Прочность, которой обладают местные ковры, известна на весь мир. Это обеспечивается специальным двойным узлом. Нынешние узбекские мастера могут соткать ковер, плотностью 2 млн. узелков на квадратный метр.
В каждом регионе по традиции существуют свои методы и тайны ковроткачества - уникальный орнамент, техника обработки, особенности композиции. Ковры отличаются также длиной ворса. Сегодня они делятся на несколько видов по длине ворса. Джульхирсы — длинноворсовые ковры. Этот вид ковра больше всего сохранил в себе традиции народного ткачества, обычно его ткут с помощью каменных и деревянных веретен. Их чаще всего можно найти в Самарканде. Гиламы — коротковорсые ковры. Обычно красно-коричневые, с простыми геометрическими узорами. Распространены в Бухаре. Паласы — безворсовые ковры, ткутся из хлопка, кенафа и шерсти.


  










Но мы познакомимся и с шёлковыми коврами, которые ничуть не уступают китайским. Местные мастера, а вернее, мастерицы, сохранили и развили древние традиции ковроткачества.


Комментариев нет:

Отправить комментарий