вторник, 22 декабря 2015 г.

НАСТОЯЩИЕ ЛЖЕМЕССИИ

Александр РЫБАЛКА
Журнал «Исрагео»

Казалось бы, все это идет из одного источника — из иудаизма. Тем не менее, если заглянем в самые ранние тексты еврейской религии, то убедимся: все намного сложнее. В Торе о приходе Машиаха не говорится ничего. Все выводы, которые были сделаны позднейшими комментариями, основываются на пророчествах Билама — весьма смутных и туманных…


Била́м (Валаам, ивр. בִּלְעָם, Биль‘ам), в Пятикнижии — прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Балаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную.
По библейскому рассказу, когда Билам выехал к Балаку, ослица Билама увидела ангела, стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Биламом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Билам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис.22 — 25).
Профессиональный прорицатель Билам напоминает вавилонских жрецов бару, предсказывавших исход сражений; с этой целью один или несколько таких прорицателей обычно сопровождали войско. Это сходство, очевидно, не является только типологическим, так как в тексте Библии указано место происхождения Билама — «земля сынов Аммо» (Чис. 22:5), которую современные ученые отождествляют с Амау на берегу Верхнего Евфрата, упоминаемым в недавно обнаруженных древнеегипетских и аккадских источниках. Четыре «притчи» Билама (Чис. 23:7–10, 18–24; 24:3–9, 15–24) — древнейшие образцы ближневосточной поэзии, созданные в стиле традиции вавилонских предсказателей бару.
Одним из стихов третьей притчи Билама, «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль»            (Чис. 24:5), в еврейском ритуале открывается благословение, произносимое верующими при вхождении в синагогу для совершения утренней молитвы).

Разные пророки были хотя бы у того же Мидйана. Был Йитро (он же Реъуэль, он же Ховав), тесть Моше. Был Билъам. С такой духовной мощью Мидйан имел все шансы стать Народом Единого. Но чудовищно извращенная (в основном на сексуальной почве) цивилизация Мидйана поставила вопрос ребром: или ты мидйанитянин, или ты обращаешь свой дух к Единому.  Два мидйанских пророка сделали свой выбор. Для Йитро направление задавала работа перед Творцом - он пошел с Израилем (оставаясь при этом "мидйанским жрецом").
Билъам, хоть и был правдивым пророком, выбрал иначе. В нашей главе приведены слова Единого Билъаму - и слова Билъама посланникам царя Балака. Вчитаемся. И сказал Бог Билъаму: не ходи с ними; не проклинай этот народ, ибо он - благословенный. И встал Билъам поутру, и сказал вельможам Балака: идите в ваши земли, ибо отказался Единый разрешить мне идти с вами (22, 12-13). РаШаР Гирш указывает, что фразу "ибо он - благословенный" Билъам утаил. Почему? Хотел быть политкорректным? Не хотел гневить Балака? Мы не знаем. Но этот поступок определил дальнейшую судьбу мидйанского народа.

Итак, кто такой Машиах в народном понимании? Считается, что он должен прийти перед Страшным Судом. Машиах будет творить чудеса, возможно, оживлять мертвых… Волк возляжет рядом с ягненком… Потом начнется Страшный Суд и "история прекратит течение свое".

В Торе слово "машиах" встречается неоднократно. Оно обозначает помазанного на царство царя. Существовал также "коэн машиах" — помазанный Первосвященник, и даже "коэн машуах мильхама" — коэн, исполняющий обязанности первосвященника во время боевых действий. От всех этих машиахов ожидалось только одно — исправное исполнение своих обязанностей.

Напоминаю: помазание осуществлялось специальным "священным маслом" елеем (оливковым с пряностями). На лбу царю или священнику, по разным версиям, рисовали либо косой крест (то есть букву "тав" палеоеврейским шрифтом), либо три горизонтальные линии — длинную, короткую, длинную. Символика этого сложна, и на ней мы останавливаться не будем.

Скорее всего, впервые идея "машиаха"-помазанника как Спасителя, появилась у евреев во время Вавилонского пленения, где они познакомились с зороастрийцами.

Эти дуалисты по своей природе верят, что для последней битвы между Добром и Злом потребуется человеческий герой. Им станет "Саошьянт" — этот Машиах зороастризма.

Саошьянт должен быть потомком самого Заратустры. Ему предстоит возглавить последнюю битву, в ходе которой будет разрушен ад, а также воскреснут все праведники и герои. По некоторым версиям, Саошьянтов будет три, то есть Окончательное Освобождение будет проходить в три этапа.

Кстати, евреи в этом вопросе переплюнули зороастрийцев. По некоторым версиям, еврейских машиахов будет четверо: Машиах — сын Йосефа, Машиах — сын Эфраима, Машиах — сын Менаше, и наконец, последний и окончательный Машиах — сын Давида.

Итак, что ждут от Машиаха? Во-первых, он должен быть потомком царя Давида. Должен восстановить Иерусалимский Храм, собрать изгнанников (то есть, проще говоря, евреев из диаспоры в Израиль), и занимать пост Царя Израильского. Воскрешение мертвых — это уже не его работа, это Всевышний сделает. Человек, который не выполнит этих условий, по определению Машиахом не является. По крайней мере еврейским.

Естественно, раз появилась вакансия — должны были появиться и претенденты на нее.

Кто же стал первым лже-Машиахом?

Предложу свою кандидатуру. Вы наверняка слышали о секте ессеев и оставленных ими свитках, найденных в Кумране. Основателем секты считается некий Учитель Праведности, как его называли. Из обрывков рукописей можно понять: этот человек говорил о том, что наступают "последние времена".
Он, вероятно, был казнен в Иерусалиме (судя по всему, по приказу первосвященника), после чего секта выселилась в Иудейскую пустыню.

Мы знаем, что члены секты отказывались заводить семью и детей, пропагандировали общность имущества. Судя по всему, они не задумывались о необходимости продолжать свой род, поскольку считали, что "последние времена" уже на подходе.

Но ведь так считали в то время все евреи! Что же побудило ессеев удалиться от мира? С другой стороны, что заставило еврейские власти казнить Учителя Праведности (конечно, если такой факт действительно имел место)?

Надо сказать, что Сангедрин всегда проявлял исключительную мягкость.
Талмуд пишет, что состав Сангедрина, при котором был вынесен хотя бы один смертный приговор, назывался "кровавым". Из этого можно сделать вывод, что дело "Учителя Праведности" было экстраординарным.

Соединив эти факты с историей секты ессеев, позволю себе высказать гипотезу:
"Учитель Праведности" объявил себя Машиахом. Видимо, к этому были какие-то основания — возможно, он происходил из потомков царя Давида. Вокруг него собралась группа приверженцев, которая и стала ядром секты. В те времена Храм стоял на своем месте, большинство евреев жило в Земле Обетованной (хотя уже появились диаспоры в Вавилоне, Египте и Греции). Доказать, что человек не является Машиахом, можно было только одним способом — казнью. Если ты умер — значит, не Машиах! Но, как увидим далее, даже этот метод не является действенным.

Кто был следующим? Полагаете,
Иешуа а-Ноцри, которого некоторые евреи называли "Машиахом", а греческие соплеменники — "Христом" (то есть "помазанником")? Отнюдь! Сам Иисус никогда себя Машиахом не называл. Мало того — из текста Евангелий следует, что так его не называли и ближайшие приверженцы. Разговоры о том, что Иешуа — Машиах, появились уже после его смерти (не ранее середины II века). И не исключаю, что вообще не в Израиле, а в Греции, где впервые появилось выражение "Иисус Христос", что означает "Иешуа-Машиах".

Но свернем с узкой тропинки гипотез на широкую стезю исторических фактов. Первым человеком, который официально объявил себя Мессией, был Шимон Бар-Кохба, вождь антиримского восстания евреев 131-135 годов новой эры. Бар-Кохба заявил, что он Машиах — и это подтвердил рабби Акива, крупнейший религиозный авторитет того времени.

Ко II веку новой эры вся Земля Израильская была оккупирована римлянами, а Иерусалимский Храм стоял разрушенным. Бар-Кохба поднял восстание, и вел его так успешно, что вскоре освободил 50 городов, включая Иерусалим. В Иерусалиме он заявил, что принимает на себя пост царя Израильского, и начал чеканить монету. В такой ситуации возведение нового Храма представлялось только делом времени. Тут уже даже самые скептически настроенные раввины убедились в том, что Бар-Кохба — настоящий Машиах.

Но в Святую Землю вторглись легионы Юлия Севера, одного из опытнейших римских полководцев. Военное счастье изменило восставшим, они вынуждены были оставить Иерусалим. Позднее их оттеснили в Бейтар. Сам же Бар-Кохба погиб от укуса змеи.

Итак, Бар-Кохба не оправдал оказанного доверия. Бейтар пал, количество жертв было огромно. Почти на тысячу лет Машиахи перевелись среди еврейского народа. Или, по крайней мере, они не оставили документальных следов.

Следующий Машиах объявился уже в
Йемене во времена РАМБАМа (рабби Моше бен Маймона) в XII веке. Там появился еврей по имени Моше, который утверждал, что он Машиах. И даже якобы подкреплял это заявление разного рода мелкими чудесами.

Множество йеменских евреев, отличавшихся простодушием, примкнули к Моше-Машиаху, и ждали момента, когда можно будет отправиться в Землю Израильскую. Они продавали дома, лавки и буквально "сидели на чемоданах"…

Обеспокоенные раввины отправили письмо РАМБАМу, духовно окормлявшему йеменскую общину. Он откликнулся длинным письмом, в котором рассуждал о свойствах Машиаха.

А тем временем произошла забавная история. Моше вызвал к себе местный султан, и сказал:

— Говорят, ты еврейский мессия?

— Так и есть! — подтвердил Моше.

— А чем ты это можешь подтвердить?

— Пускай ваша светлость позовет палача, и он отрубит мне голову. Вы увидите, что голова тут же прирастет к отрубленному месту!

Султан, которому давно надоели обычные развлечения, пришел в неописуемый раж. Такого фокуса он еще не видел!

Позвали палача, отрубили бедному еврею голову. Как вы уже, наверное, поняли — на место она не приросла. На что надеялся лжемессия? Возможно, он собирался показать какой-то фокус — но…


А на подходе уже был другой лжемессия — величайший каббалист Авраам Абулафия. Он родился в 1240-м году в испанском городе Сарагоса, где зарождалась современная система изложения Каббалы. В юности его семья переехала в Туделу, а примерно с двадцати лет Авраам принялся скитаться по свету в поисках духовного просветления. Побывал в Святой Земле, в Греции, в Риме… Но все-таки вернулся в Испанию, где принялся за формулирование так называемой "профетической Каббалы", или Каббалы пророчеств.

Основной идеей Абулафии являлось то, что
с помощью медитации на определенных именах Бога можно достичь пророческого дара. Во время одной из таких медитаций ему пришла в голову идея — поехать в Рим, чтобы рассказать Папе о страданиях евреев и обратить его в иудаизм. Раскаявшись, Папа, по мнению Абулафии, сразу даст приказ крестоносцам передать Святую Землю в вечное пользование еврейскому народу.

Папа Никола III был обеспокоен визитом каббалиста и отдал приказ немедленно арестовать Абулафию, как только он приблизится к его резиденции в Сориано (городок неподалеку от Рима). Но ни понтифик, ни Абулафия не оказались пророками — когда каббалист пришел в Сориано, то узнал, что Никола III накануне скончался от апоплексического удара.

Предстояли выборы нового Папы — а в те времена они зачастую длились годами. Абулафия вернулся в Рим, где был задержан францисканскими монахами. Месяц оставался в заточении в монастыре, после чего ему велели ехать на Сицилию, в местную еврейскую общину, и не смущать народ в Риме. Но Абулафия не унимался. Приехав на Сицилию, он и там объявил себя Машиахом!

На остров Абулафия прибыл в 1281-м году, сказав своим последователям, что мессианская эра начнется в 1290-м. А пока надо готовиться к ней, усиленно изучая Каббалу. Беспокойный характер Абулафии не давал сидеть ему на одном месте, и в 1285-м году, не дождавшись мессианских времен, он отправился на Мальту, там поселился на небольшом островке Камино, где написал еще несколько книг по Каббале…

После 1291-го года об Аврааме Абулафии не поступает никаких сведений. Учитывая его возраст, можно предположить, что он скончался. Сочинения Абулафии ходили среди каббалистов в рукописях. Даже
за право взять такую рукопись на несколько недель, чтобы переписать, просили огромные деньги.

Уже в наше время мы стали свидетелями своеобразного чуда — рукописи Авраама Абулафии собрали и издали в двенадцати томах. На хорошей бумаге, легкочитаемым "квадратным" шрифтом. Надо сказать, особого ажиотажа это не вызвало.

Позволю себе перескочить через несколько столетий, оставив позади не столь известных лжемессий, и обратиться сразу к
Шломо Молхо. Он даже не родился евреем — Молхо был из маранов (потомки крестившихся евреев). Появился на свет Диегу Пириш (настоящее имя Шломо Молхо) в 1500-м году в Лиссабоне, получил блестящее для того времени образование. В 21 год был назначен секретарем Королевского совета Португалии. Но, на свою беду, в 25 лет он познакомился с Давидом Реувени, еврейским путешественником и авантюристом. Реувени уговорил Шломо вернуться к вере предков и пройти обряд обрезания.

После "брит-милы" Молхо и Реувени отправляются в Салоники, где изучали Каббалу у греческих раввинов. Под их влиянием Шломо и сам стал писать. Далее — путешествия по Европе,
попытки убедить Папу Римского, королей и императоров перейти в иудаизм… Тридцатидневный пост на мосту через Тибр, в окружении нищих и калек… Вся эта история закончилась плохо — Молхо заигрался, еще один Машиах христианам был не нужен, и в 1532 году бедного Шломо казнили. После него остались две книжечки каббалистических сочинений, довольно интересных.

Впрочем, все эти лжемессии были мелковаты по сравнению с настоящим титаном лжемессианства —
Шаббатаем Цви. Он родился в 1626 году в Смирне (Измир). Произошло это событие 9-го числа еврейского месяца ав. А ведь говорят легенды, что "Машиах родился 9-го ава"! Имеется в виду день разрушения двух Иерусалимских Храмов и многих других бед, обрушивающихся на еврейский народ. Мало того — в год рождения Шаббатая Цви 9-е ава пришлось на субботу! Ну и сам он происходил из семьи, родословная которой, по преданию, восходила к самому царю Давиду.

Согласно некоторым толкованиям книги
"Зоар", в 5408 году от сотворения мира (1648 год нового летоисчисления) должен был прийти Мессия. Но на самом деле год этот принес кровавые погромы Хмельницкого — столь ужасных массовых убийств евреев Европа не знала со времен крестовых походов. Знатоки Торы решили, что речь идет о так называемых "хевлей Машиах" — муках, предшествующих приходу Мессии. Это понятно, но где же он сам?

Шаббатай Цви, с юных лет изучавший Каббалу (в особенности книги мудрецов школы Аризаля) решил способствовать скорейшему приходу Мессии. С бимы в синагоге он торжественно
произнес тетраграмматон — Непроизносимое Имя Бога. Имя это произносить запрещено, скандал вышел страшный. Шаббатая изгнали из синагоги и вообще из города.

После долгих приключений Цви отправился в Святую Землю. Вероятно, он с молодости страдал маниакально-депрессивным психозом, легко переходил от возбужденного состояния, когда казалось, что все ему по плечу, к подавленности (его он называл "сокрытием лика Господня"). В Иерусалиме Шаббатай услышал о том, что в Газе, где в те времена имелась значительная еврейская община, живет каббалист Натан, который каждому человеку может указать соответствующий "тикун" (программу исправления души).

Цви поехал в Газу и встретился с Натаном, который сразу заявил своему пациенту: да, тот и является Машиахом, которого ждет еврейский народ. И уже вдвоем наши герои отправились завоевывать мир.

Тут укажем на радикальное отличие, которое отличает Шаббатая Цви от предшествующих ему лже-Машиахов: все они тщательно соблюдали заповеди иудаизма. Это понятно — в противном случае евреи бы усомнились в том, что этим людям Всевышний доверил избавление еврейского народа.

Но шли века. Евреи соблюдали заповеди. Сотни раввинов писали толстенные тома, в которых эти заповеди кодифицировали, объясняли. Появилось книгопечатание, и книги с подробным описанием того, как надо выполнять заповеди, стали доступны практически каждому еврею. Казалось бы, евреи выполняют заповеди все лучше и лучше… Но почему они при этом живут все хуже и хуже?

Религия выполняет несколько задач. Прежде всего, обещает утешение после смерти. Кроме того, она должна гарантировать своим последователям мало-мальски приемлемую жизнь в материальном мире. Вот с этой задачей средневековый иудаизм не справлялся. Евреи не то что жили бедно — это как раз народ мог перетерпеть, — но им даже зачастую запрещалось исповедовать свою религию! Неоднократно (Испания 1492 года, Португалия 1497 года, далее — везде) их становили перед выбором: либо изменить своей религии, либо умереть. Или (еще не самый плохой вариант) бежать, бросив все нажитое имущество.

Евреи не могли понять: где награда за исполнение заповедей? Где хотя бы сносная жизнь? Шабтай Цви со своим верным пророком перевернули всю ситуацию.

Согласно учению Ицхака Лурии (АРИ), отца современной системы Каббалы, духовной задачей еврейского народа является собирание искр святости, упавших в грубый материальный мир.

Натан из Газы, пророк Шаббатая Цви, писал, что к настоящему времени благодаря усилиям еврейского народа все искры святости уже извлечены — именно поэтому выполнение заповедей не дает никакой видимой пользы. Осталось извлечь искры только из таких глубин нечистоты, куда может погрузиться только душа Мессии… Поэтому евреям не нужно выполнять заповедей, а просто верить в пришедшего Мессию и ждать полного освобождения.

Шаббатай Цви поехал в Турцию, чтобы попросить у султана прав на самоопределение Земли Израильской. В Стамбуле он был задержан и интернирован в крепость Абидос вместе со своей свитой. Именно — "задержан и интернирован", а не "арестован". В замке Шаббатай продолжал вести роскошную жизнь до тех пор, пока однажды его не вызвал к себе султан Османской империи. Он предложил Шаббатаю Цви "богатый" выбор: или тот немедленно принимает ислам, или — голову с плеч!

Не знаю, что бы произошла, если бы Шаббатай Цви отказался. Возможно, произошло бы чудо, и с небес бы грянул гром. Или ему бы отрубили голову, и Шаббатай навеки остался бы героем еврейского народа… Но Цви прочел шахаду, надел чалму, и стал мусульманином. Эта новость потрясла европейское еврейство. Общины были расколоты.

Со временем евреи смирились с мыслью о том, что Машиах в очередной раз не пришел. Небольшая группа последователей Шаббатая Цви образовала
секту "денме" в Турции.
Современные его последователи не ограничиваются одним исламом — они считают, что надо последовательно принимать каждую из мировых религий для того, чтобы "очистить" их всех.

После Шабтая Цви был Яков Франк… Не знаю, стоит ли про него писать. Статья все-таки о людях, считавших себя Мессиями — а действия Франка зачастую отдавали обыкновенным мошенничеством. Хотя его история калькой повторяла историю Шаббатая Цви, за исключением того, что Франк принял не ислам, а католичество, и не под угрозой смертной казни, а добровольно.

Впрочем, чтобы не отталкивать евреев, Яков Франк говорил, что Господь един — просто имеет троичную природу. "Ветхий днями" или "Старец", "Сын" (или "Малый Лик" Господа), и "Матронита", или "Шхина" (женское начало). Собственно, с этим не поспоришь — так в Каббале и написано. Вот только с католическими представлениями о "Боге-отце" и сыне (в роли которого должен выступать сын галилейского плотника Иешуа) это не согласуется никак.

Если саббатианцы (в виде секты "денме") существуют до сих пор, то секта франкистов ненадолго пережила своего основателя. После смерти Якова Франка некоторое время сектой пыталась управлять его дочь Ева, но она не имела ни харизмы, ни талантов своего отца. Кстати,
из семьи потомственных франкистов происходил великий польский поэт Адам Мицкевич.

Итак, мы уже добрались до XIX века — с тех пор крупных лжемессий не наблюдалось. Находились, правда, среди еврейских ученых горячие головы, которые то Наполеона объявляли "ослом Мессии" (то есть типа за ним придет Машиах), то какого-нибудь широко известного в узких кругах каббалиста… Скажем, в конце XIX века в венгерском местечке Домбовар жил каббалист по имени
Цви-Гирш — его писания были настолько необычайными и чудесными, что читавшие их раввины говорили: "Уж не Машиах ли это?"

За прошедшие 150 лет появилось еще несколько мелких лжемессий — например,
Шукри Кохиэль в Йемене — но очевидно: движение это пошло на спад.

Кстати, вопреки многим мнениям, Любавический ребе
Менахем-Мендл Шнеерсон лжемессией не был. Он никогда не объявлял себя Машиахом, а всего лишь говорил, что Избавитель Израиля придет уже совсем скоро. Мысль о том, что Любавический ребе — Мессия, в неокрепшие умы внес Коломыйский ребе Нахум Вайсфиш. Идея была с удовольствием подхвачена частью любавических хасидов… Но ребе умер в 1994 году, а Мессия так и не пришел.

О том, что Машиах придет вот-вот, говорят все. Скажем, когда в том же 1994 году в Израиль из США прибыл Сатмарский ребе Моше Тейтельбойм, Гурский ребе советовал ему не возвращаться обратно в Америку — в самом деле, вот-вот придет Машиах, зачем же реб Моше, человек пожилой, должен подвергать себя тяготам путешествия?

С тех пор скончались и Сатмарский ребе, и Гурский… Хасидские дворы возглавили их наследники, а Машиах так и не пришел.





Комментариев нет:

Отправить комментарий